?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Свобода учиться

Недавно прочла "Свободу учиться. Игра против школы".
Очень в тему она оказалась, учитывая наши школьные передряги.
Читала на одном дыхании, многое для себя в очередной раз отметила, во многом в очередной раз получила подверждение примерами, опытом, исследованиями.
Конечно, не все черное или белое, есть и полутона, но для меня наша классическая система школьного образования сейчас, скорее черная, чем белая или даже серая, поэтому идеи автора, его аргументы и доводы мне очень близки и отзываются, особенно когда это все на фоне разрушения нашей любимой школы в том ее виде, какой она была, когда Петя туда пришел.

Но не буду отвлекаться и расскажу о книге.





Я когда читаю книги, обычно загибаю уголки тех страниц, где есть то, что хочется особо отметить, запомнить или прочесть снова. У этой книги их получилось много :)

Не буду переписывать книгу, но пару цитат все же приведу.

"Противодействие внутренней мотивации учиться (превращение учебы в работу). Когда ребенок рождается, он горит желанием учиться. От природы дети любопытны, любят радоваться, играть и познавать социальное и физическое строение мира, к которому им нужно адаптироваться. Они как маленькие агрегаты, приспособленные к обучению. В течение первых примерно четырех лет жизни дети впитывают в себя неизмеримо огромное количество знаний и навыков, не имея никаких инструкций. Они учатся ходить, бегать, прыгать и лазать, понимать язык своего общества. Учатся говорить на этом языке, выражать свои желания и спорить, задавать вопросы, веселиться, грустить и дружить. Дети любознательны и подвижны от природы, они получают невероятное количество знаний о физической и социальной составляющих мира благодаря инстинктам и врожденному стремлению к познанию. К пяти-шести годам эти природные инстинкты и врожденные способности не исчезают, но мы выключаем их, принуждая ребенка учиться в школе. Самый большой урок, который мы выносим из школы, заключается в том, что учеба – это работа, которой нужно избегать при первой возможности. И превратило учебу в работу принудительное образование. Учителя так и говорят: «Ты должен поработать перед тем, как пойдешь играть». Но совершенно не важно, как учебу называют учителя, все равно в школе это работа. Все, что человек делает по чужой указке и по составленному кем-то графику, по навязанным кем-то методам, – это труд. Когда кто-то контролирует процесс обучения ребенка, радость превращается в работу."

***

"В школе успехи ученика постоянно сравнивают с успехами других, из-за этого обучение становится не только работой, но и источником беспокойства. Когда дети учатся читать, те, кто читает медленнее остальных, нервничают, если читают перед всем классом. Контрольные и страх их завалить вызывают беспокойство у всех, кто серьезно относится к учебе.
...

Наша система оценки идеально подходит для того, чтобы научить детей цинизму и списыванию. Ученикам постоянно говорят о преимуществе высоких оценок, от которых зависят продвижение по системе и возможность в конце концов выйти из нее. По понятным причинам учащиеся приходят к выводу, что высокие оценки – самая важная часть школьного обучения. К 11 или 12 годам большинство детей весьма цинично настроены по отношению к школе. Они понимают, что большая часть того, что от них требуют, бессмысленна и они все забудут вскоре после контрольной.
Также школьники приходят к выводу, что правила, определяющие, что считать списыванием, а что нет, условны и не имеют ничего общего с обучением. Если написать перечень терминов или фактов, а потом подглядывать в него на контрольной, то это списывание. Однако если взять точно такой же список и быстро запомнить его на короткое время, достаточное, чтобы только написать контрольную, а потом забыть – это не списывание. Если написать реферат, переписывая туда большие куски чужого текста, это списывание, а если сделать примерно то же самое, но при этом немного перефразировать чужой текст, то нет."

***


"Чтобы включать критическое мышление, люди должны быть мотивированы, должны иметь возможность свободно озвучивать свои идеи и задавать собственные вопросы. Но в школе дети узнают, что их вопросы и идеи в расчет не принимают. Считается только способность давать правильные ответы на вопросы, которые ученики не задавали и которые их не интересуют. Правильные ответы – это те, которые нужны учителям или авторам контрольных. Совсем необязательно, чтобы школьники действительно понимали их, или чтобы они их волновали, или чтобы они были уверены, что эти ответы верные или пригодятся им в жизни."



В книге особое внимание уделено развитию и обучению детей в разновозрастных группах, много примеров из опыта североамериканской школы "Садбери Вэлли"

"Для того чтобы у ребенка развивались способности к самостоятельному обучению и по собственной инициативе, ему необходимо общаться с детьми разного возраста. Дети учатся, наблюдая друг за другом и общаясь с теми, кто моложе или старше их. При этом работники образования почти не придают значения образовательной ценности разновозрастных групп. Они зациклены на идее, что учителя должны контролировать процесс обучения и детям лучше всего учиться в группах, где у всех один уровень. Очень редко кто задумывается (если задумывается вообще) о том, что дети учатся друг у друга, если они разного возраста, то есть если у них разные навыки и разный уровень интеллектуального развития."

***

Автор довольно подробно рассказывает о ценности игр, о том, как и чему дети учатся, имея возможность играть вместе. О том, как важно обеспечить детям возможности для подобных игр, время для них.
Приведено много примеров, как через игру дети познают, как приобретают важные для жизни навыки, без боязни, пробуя, договариваясь друг с другом, взаимодействуя, повторяя, проигрывая многие ситуации, в том числе и сложные темы.

Убеждена, что эту книгу стоит прочитать всем родителям. И тем, кто тяготеет к идее свободного обучения, домашнего и тп и тем, кому близка классическая школа и ее методы. И те и другие найдут массу полезного в этой книге, даже не сомневаюсь.
Я точно буду перечитывать (память у меня плохая :), а книга теперь есть на моей книжной полке.

Tags:

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
dianna_21
Oct. 31st, 2016 01:43 pm (UTC)
Думающие, заботливые родители - это прекрасно! В моем детстве этому никто не придавал значения. Была система, а вписываешься ты в нее или нет не имеет никакого значения ни для учителей, ни для родителей. И вот я выросла и абсолютно не нашла себя в профессии. Погоня была действительно не за знаниями, а за оценками. Как здорово, что в настоящее время появляются такие школы как ваша, такие родители, как вы. У детей появляется шанс прожить интересную, увлекательную жизнь и не потерять школьные и студенческие годы зря.

Edited at 2016-10-31 01:44 pm (UTC)
a_day_to_enjoy
Nov. 1st, 2016 04:43 am (UTC)
и сейчас система, и детям приходится вписываться. Система, на мой взгляд, устаревшая, неповоротливая и жестокая.
Очень мало кто решается идти против нее. Но шанс есть, это правда.
izitto
Oct. 31st, 2016 01:53 pm (UTC)
спасибо за отзыв, обязательно почитаю. много думаю о семейном обучении, потому что школа в нынешнем виде - очень неприятный социальный институт.
a_day_to_enjoy
Nov. 1st, 2016 04:44 am (UTC)
вот и я о семейном много думаю :)
nevalyashka_bu
Oct. 31st, 2016 02:02 pm (UTC)
Света, большое спасибо за обзор! Уже из одного обзора столько вопросов в голове появилось. Теперь точно нужно прочесть эту книгу! Спасибо!
a_day_to_enjoy
Nov. 1st, 2016 04:44 am (UTC)
очень рекомендую!
milena73
Oct. 31st, 2016 06:12 pm (UTC)
Очень сочувствую Вам и Пете. После Монтессори-сада № 176 и лицея № 64 в г.Омске с уникальной замечательной рабочей атмосферой мы были шокированы московскими школами. У меня просто нет слов,чтобы описать все безобразия,которые происходили в школе 1273 (с углублённым изучением английского языка). Потом были ещё две школы. Общее в московских школах: много понтов перед родителями и крайне низкое качество обучения, полное отсутствие работы учителем над созданием детского коллектива,над созданием творческой и доброжелательной рабочей атмосферы. Мы очень переживали,что всё это негативно скажется на нашем ребёнке. Но в этом всём ребёнок вынес жизненные уроки --научился взаимодействовать в любом коллективе,научился взаимодействовать с любыми учителями.Хорошие учителя есть в любой школе -- они реально учат тех детей,которые хотят учиться.

Петя растёт и взрослеет. Он уже много понимает во взаимоотношениях с людьми.Мне кажется,что Петя --умный,дружелюбный,общительный мальчик. И он справится со школой.

Хотя Вы будете переживать и волноваться. И так будет всегда...
a_day_to_enjoy
Nov. 1st, 2016 04:45 am (UTC)
Вы молодцы, что не боялись менять, искать школу, ведь многие самого перехода бояться, вот и терпят и родители и дети, мучаются.
Хорошие учителя, действительно, есть. Но вопрос в их количестве и в условиях, в оторых им приходится работать. Система и их подминает, давит.
anelina71
Oct. 31st, 2016 07:22 pm (UTC)
со школами будет ещё хуже. это только начало. очень грустно становится от этого.
a_day_to_enjoy
Nov. 1st, 2016 04:45 am (UTC)
к сожалению, боюсь, Вы правы :(
ya_bulichka
Nov. 1st, 2016 07:35 am (UTC)
Какие верные слова, но как же глухо к ним наше общество... в основной своей массе. Про систему и говорить нечего (
a_katkov
Nov. 1st, 2016 10:00 am (UTC)
Этоо все правильно, все так.
Просто меня беспокоит другое.
Ведь вырастет ребенок. И будет работать с людьми (в любом случае).
И все равно его будут сравнивать, все равно люди друг друга оценивают,
И слово надо в жизни взрослого тоже присутствует.
Я тоже не хочу мыть посуду, иногда вставать рано и пр и пр.
Да и не хочу совершать усилия иной раз идти на тренировку.
Но ведь любое достижение все равно подразумевает работу. В том числе над своими не хочу.
И тут очень важно чтобы это было внутренее ощущение ребенка: не учительница сказала надо. Не родители. А чтобы ребенок сам понимал НАДО потому что тогда я двигаюсь вперед.

На одном ХОчу, весело и нравится все-таки далеко не уедешь.
точнее уедешь.
Но это важно лет до 5-7.
Понемногу надо учиться ставить уже цели, работать, по возможности выбирая более интересные пути.
Но играть и прыгать все время - наверное тоже перегиб.

Итог не утешительный. Я видел тут на днях таких подростков. Из разряда "а вы вывернетесь тут все наизнанку чтобы мы на вас взглянули"


Edited at 2016-11-01 10:02 am (UTC)
a_day_to_enjoy
Nov. 24th, 2016 08:51 am (UTC)
Система обучения, которая была в нашей школе до последнего года - это развивающее обучение (РО) как раз учила ставить задачи, уметь планировать, ставить себе цели, и понимать, на каком ты уровне и т.п. при этом при довольно большой свободе.
Многое там было построено и на проектных задачах, которые выполнялись детьми разного возраста. Такие взаимодействия очень учат и развивают, помогают быть и младшим и старшим одновременно в группе.
Сейчас в школе совсем все плохо, почти развалилась эта система.
в прессе много публикаций мелькает, даже читать не хочется - грустно, что такое хорошее у нас никому не нужно, все готовы растоптать.
наша школа была авторская и без автора она не выжила (директора можно сказать, выжили - конфликт с деп образования).
a_katkov
Nov. 1st, 2016 10:03 am (UTC)
А что происходит со школой? Вы писали что есть проблемы какие то.. Я все-таки надеялся что они решились. И в чем основные претензии?
exituss
Nov. 1st, 2016 11:29 am (UTC)
Школа и наша больная тема, с новой четверти решала поменять, не хочу довольствоваться тем, что предлагают! Буду искать где лучше, хоть и на свой страх и риск.
a_day_to_enjoy
Nov. 24th, 2016 08:52 am (UTC)
очень правильно! не бойтесь переводитсья, пробовать, искать - это стресс. но это сильно лучше, чем ничего не делать и тонуть в болоте :)
удачи и пусть подходящая школа найдется!
una_bella_perla
Nov. 1st, 2016 05:37 pm (UTC)
*Если написать реферат, переписывая туда большие куски чужого текста, это списывание, а если сделать примерно то же самое, но при этом немного перефразировать чужой текст, то нет.* - то это рерайтинг :))

Спасибо за рассказ о книге!

Забыла спросить, какие новости с Петиной школой?

Edited at 2016-11-01 05:37 pm (UTC)
a_day_to_enjoy
Nov. 24th, 2016 08:55 am (UTC)
со школой все плохо. Учителя в стрессе, уже начинают уходить, дети переживают, атмосфера уже давно не та. что была, кружков почти нет, в общем - скоро ничего не останется - лишь традиционная школа среднего уровня (это в лучшем случае)
devuwka_vostoka
Nov. 2nd, 2016 05:16 am (UTC)
Да, очень и очень тяжело найти школу, которая подходит по духу, идеалогии, нравится и ребенку, и родителям. Морально, я не готова к семейному образованию, хотя ничего против его не имеют, для многих - это более идеальный случае, нежели школа. Я так понимаю. что вы сейчас рассматриваете семейное образование для Пети?
a_day_to_enjoy
Nov. 24th, 2016 08:56 am (UTC)
семейное образование - это свобода для семьи, ведь получается по факту. что учится вся семья, особенно, елси логистика со школой сложная (как у нас).
мы думаем о семейном, если вдруг наша школа совсем потеряет свое наполнение.
katy_kit
Nov. 3rd, 2016 04:22 pm (UTC)
Это больная тема на сегодняшний день. Мы ходили в Монтессори сад, где разновозрастная группа. Действительно очень развивает ребёнка, не прибегая ни к каким хитростям и системам. Но к сожалению и там все было задушено. Да и минусов там тоже, если честно хватает. Наверное все-таки это все индивидуально для каждого ребёнка. У кого-то наоборот такое отношение системы вызывает большее желание работать над собой и двигаться вперёд. Но таких единицы. В основном конечно отбивается всякое желание что либо делать вообще.
a_day_to_enjoy
Nov. 24th, 2016 08:57 am (UTC)
да, Кать, у многих отбивается все желание что-то познавать. В лучшем случае остается понимание. что надо делать то, что просят, не более. И хорошо, если делает
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

чашка
a_day_to_enjoy
a_day_to_enjoy

Latest Month

October 2016
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com